⌚ чтения: 4 мин.

Навигация:

  1. Тело: схема и образ
  2. О бессознательном образе тела
  3. Как обнаружить бессознательный образ тела?
  4. Опора нарциссизма

Тело: схема и образ

Есть в теории Франсуазы Дольто нечто, что безусловно импонирует моему внутреннему психологу, нечто, что лежит вне направлений психологии и психотерапии, что применимо в рамках любой консультации или терапевтической сессии. Это нечто есть предельная чуткость к телу, к телесному опыту отношений, включающему  боль и удовольствие (наслаждение), разрядку и зоны напряжения, где сгущается либидинозная энергия, желающая получить выход через опыт коммуникации с Другим.

И в рамках этого телесного опыта отношений одно из базовых (опорных) понятий, введеных Франсуазой, — это «образ тела», в том числе «бессознательный образ тела». Дольто изначально разводит два понятия: «схема тела» и «образ тела», как рознятся объективная и субъективная реальности, материальное воплощение и духовная составляющая. Приводя примеры детских рисунков с «патогенными» образами тела, но здоровыми схемами тела (2 танка, борющихся «по правде», боксеры с одной рукой), Дольто подчеркивает, что оба феномена в каждом индивидууме должны быть приведены в соответствие: и «реальность, существующая de facto» (схема тела), и уникальный опыт прошлого, завязь представлений и следов «наслаждения, фрустрированного, подавленного или запрещенного» (образ тела).

О бессознательном образе тела

Что же такое образ тела в теории Ф. Дольто? Почему он «всегда бессознательный»? И какую роль он играет в человеческих взаимоотношениях?

«Образ тела — это живой синтез нашего эмоционального опыта: отношений с людьми, пережитых через избирательные эрогенные ощущения, архаичные или актуальные. Его можно рассматривать как бессознательную символическую инкарнацию субъекта желающего и это еще до того, как данный индивид будет способен обозначать себя личным местоимением Я, уметь сказать «Я» (здесь и далее цитаты Ф. Дольто «Собрание сочинений»).

Кстати, позднее, в своих работах «Ребенок зеркала», «На стороне ребенка» Дольто будет не раз подчеркивать важность посвящения ребенка родителями в тот факт, что у истоков его существования лежит его собственное желание родиться. Таким образом, образ тела помимо своей бессознательной природы обладает огромной силой и потенциалом витальности («виванс»), он не статичен, но динамичен и обнаруживает себя, структурируясь, во всяком взаимодействии с другими, опосредуемом речевыми и невербальными обменами:

«Образ тела в каждый момент есть бессознательная память всего опыта отношений, и в то же время он живой, актуальный, находящийся в динамическом развитии, одновременно нарциссический и межотношенческий: запрятываемый или актуализируемый в отношении здесь и сейчас через любое речевое выражение, рисунок, лепку, музыкальную инвенцию, пластическую форму, а также в мимике и жестах».

Как обнаружить бессознательный образ тела?

В клинической и консультационной практике специалистов «помогающих профессий» бессознательный образ тела обнаруживает себя как раз в потоке свободных ассоциаций, которые составляют «сырье» для психоаналитической интерпретации симптомов пациента, но не в прямой связи, а в ассоциации со словами (полосатый свитер боксера, прочное, но древнее кресло дедушки). Но это лишь частный пример общения (обмена) Я с Другим. Если мы говорим обобщенно о любом виде коммуникации (отношений) субъекта и мира, воплощенного в других субъектах, то и здесь образ тела – есть субстрат языка отношений, взаимопроникновение пространства и времени, бессознательного прошлого, опыта удовольствий  и боли тела в резонансе с переживаемым моментом.

В отличие от схемы тела, которая может быть бессознательна, предсознательна и сознательна, образ тела «всегда бессознателен», однако его динамические изменения при соприкосновении с актуальным моментом могут быть зафиксированы. Так, например, Дольто приводит случай с девочкой, чей образ тела в виде роскошной вазы с цветами за несколько минут в присутствии матери увядает.

Опора нарциссизма

Бессознательный образ тела – это опора нарциссизма, через который он соединяется со схемой тела и порождает целостность тела (оболочки и представления), соответствие, либо конфликт противоречий. Образ тела содержит представления о влечениях к жизни и смерти, а значит превалирование влечений к смерти под определенным аффектом или в силу физиологических потребностей (например, восстановление организма во время сна или комы) влечет и изменение образа тела. Как в случае с девочкой, утратившей в функциональном образе тела свои верхние конечности и отказывающейся применять руки при приеме пищи, получении пластилина из рук аналитика. Однако общение в соответствии с актуальным образом тела девочки («рот рук») дало позитивные результаты в работе психоаналитика Ф. Дольто.

Проходя различные стадии психосексуального развития (в соответствии с теорией З. Фрейда), по Дольто, личность претерпевает опыт различных кастраций (ограничений со стороны родителей, как будущей инвертированной инстанции Сверх-Я), включая эдипальную кастрацию, которая создает благоприятные условия для нарциссизма, для проявления Я и вербализации заряженных либидинозной энергии желаний прямым способом – через речь.

На более ранних стадиях это было лишь возможно через проективные представления о желаниях, которые также обнаруживают себя через уникальный бессознательный образ тела.  Однако не имеет значения, проективные или прямые (присвоенные и собственные) желания это были, все они более заряжены аффективно, нежели потребности схемы тела, с которыми изначально справляются и родители малыша, а потом и сам ребенок на пути к автономии.

Именно аффективно заряженные желания, ассоциированные с бессознательным образом тела, служат задаче становления субъекта нарциссического, желающего. И организуются эти желания, структурируются в образ тела посредством речи, изначально матери, которая может провести различение между объектами внешнего мира и способом удовлетворения своих желаний и потребностей через них, а далее – через коммуникацию с другими субъектами и формирование отношений различной степени глубины и длительности.

Таким причудливым и одновременно естественным образом сплетаются «бессознательный образ тела», язык как способ коммуникации и феномен субъекта в отношениях с другим субъектом.

Источник: Собрание сочинений. / Франсуаза Дольто. —
Пер. с фр. под науч. ред. С.Ф. Сироткина. — Ижевск: ИД «ЕRGО», 2006.

Хотите поработать вместе, а также выполнить другие глубинные техники под важный для вас запрос / ситуацию — записывайтесь на психологическую консультацию. Подробно о ней рассказываю здесь>

Бурминская Екатерина. Прикосновение. Источник

© 2019, Светлана Гроисс, психолог, арт-терапевт.

Все права защищены. Тексты, размещённые на данном сайте без указания другого авторства, принадлежат Светлане Гроисс. Никакая часть данного текста не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме, кроме репоста, без письменного разрешения владельца.