⌚ чтения: 5 мин.

Вообще-то эта статья изначально носила название: «Женские архетипы и где они обитают». Но по мере написания содержание ее наполнилось новыми практическими куплетами из жизни и обрело смысл послания — каждой женщине в моем и вашем окружении — играть, но не заигрываться…

Я работаю психологом и люблю архетипы. Я люблю психологию и прорабатываю в ней архетипы. Они носят универсальные для каждого народа и языка имена, но их форма и содержание — это результат вашего личного опыта, наложенного на коллективные представления. Последние мы все впитывали с молоком матери, сказками на ночь, родовыми историями, легендами и мифами своего народа и тем пластом книг / кино / творческих образов, в которых проходило и проходит ваше взросление. Итак, это первообразы в нашей душе, архетипы.

Как женские архетипы проявляются?

«Я дракон, я умею летать и защищать, а еще сжигать и разрушать» — крик души одной клиентки, обратившейся по поводу пассивной агрессии и отыгрывании на ребенке. Ее распахнутые по сторонам руки и блеск ярости в глазах и вправду напоминал мне о могучем Драконе, проводнике к Личной Силе. «Я Фея, я исцеляю и спасаю всех, кто мне дорог, но не могла спасти отца» — плакала другая женщина на диванчике, обняв себя за колени и поддерживая себя из последних сил. Как настоящая раненая Фея, боец «невидимого» фронта и альтруистичного характера. «Я королева и я заслуживаю большего», — металась по кабинету третья, излучая «праведный гнев» (ее слова) поведением мужа. «Я ведьма, я могу приворожить, но я не хочу никого любить» — особенно запомнился этот «случай», и вот о нем подробнее дальше.  

Знакомимся с женскими архетипами…

Ведьма, Амазонка, Гейша, Жена(Мать), Королева, Фея, Богиня.

Это женские архетипы в матрице партнерства, разработанной Татьяной Василец. Т.е. это одна из самых понятных, на мой взгляд, и приближенных к жизни женщины рабочих моделей «женственности» (см. схему ниже). Существуют и «неженские» образы, — мужские (Воин, Король, Маг…) — и иные классификации (Дитя, Дракон, Тень, Шут, Мудрец и т.д.).

Сколько их — сам Юнг остерегался давать оценку, ведь они подвижны, трансформируются и обретают личное содержание, взаимодействуют между собой и с нашими внутренними комплексами. А так как я часто работаю с женщинами и запросами о «женском», то остановлюсь на гендерной матрице архетипов.

матрица архетипов, матрица партнерства, архетипы, теория архетипов, доминантный архетип, карл юнг, юнг, архетипическая психология, женские архетипы

Дороги женственности

Восхождение по лестнице «женственности» происходит параллельно с инициацией нового архетипического образа, который пополняет варианты ваших жизненных стратегий, сундук внутренних ресурсов (Личной Силы) и расширяет поле деятельности Эго (Мать рождает новую жизнь, Гейша — творческое пространство, Королева — сообщество, а Фея — чудеса).

Т.е. архетипический образ становится личным символом-ключом, открывающим доступ к новым ролям в жизни и отношениях, новым уровням самореализации и новым, более широким, звучанием Я. Это позитивное влияние. Каждый переход — это ритуал инициации (часто критический — в кризисе умирают старые способы), а сама жизнь — путешествие — квест с ее кривыми, иногда сбитым компасом, потерей времени, неведомыми дорожками и удивительными уроками от (с)путников.

Единственный «идеал», а параллельно и средство выживания, — гибкое и сильное Эго, которое осваивает новые архетипические роли и находит им применение в своей жизни (интегрирует). Женские архетипы Ведьмы, Амазонки, Гейши, Жены (Матери), Королевы, Феи и Богини — важны и полезны все, как личный архетипический «театр». В них важно играть, но не заигрываться, различать свое (личное) от коллективного (а оно намного больше и манит своей силой), различать полезные зерна от гнилых (континуум архетипических проявлений велик).

И вся эта многоликая фемининность существует в каждой женщине, а еще в женской части души Мужчины (Аниме, см. статью на сайте www.lanagroiss.ru). Их голоса важно слышать, различать и уметь отвечать на них. Честно перед собой. Для чего? Чтобы быть целостной и жить в гармонии с миром внутренним и внешним.

Встреча с Ведьмой

Кинематограф преподносит нам образ раскрепощенной Женщины-Ведьмы, которая умело пользуется домашней магией для помощи (взаимовыгодной) и капризов (приворот здесь, отворот там). Женщины вне возраста (ведь молодость можно наколдовать, а интуицию «не пропьешь»). В сказках Ведьмы выступают чаще зрелыми дамами, обитающими в одиночестве и сложными для установления контакта. Они же опытные проводницы к древней мудрости и интуиции. И именно этот архетип открывает целую череду внутренних инициаций, делая первый шаг навстречу опыту личных отношений «Женщина-Мужчина». Подробно о Ведьме и ее социально-психологических атрибутах я рассказываю в проекте «Женские архетипы» (здесь: https://lanagroiss.ru/archetype/).

Сейчас хочу привести пример из практики (клинический случай, как говорят в научной среде).  Женщина под 40, мать-одиночка, любит сына до степени «я тебя съем», т.е. архетипический образ Матери активирован, даже гипертрофирован. На первой консультации выбирает роль жертвы обстоятельств, обвиняя работодателя, коллег в причинах своих «нервных срывов». Держится от них в стороне, насколько возможно, предпочитая «строго рабочие отношения» и радуясь «маленьким местям» опять же через срывы… сроков и заданий. В целом, готова сотрудничать за хорошую премию / интерес. Говорит, что специалист «штучный», потому «все сносят». Коллектив, преимущественно, женский, сплетни-интриги. Клиентка включает «свой дар жесткого словца», доверия нет ни к кому, особенно мужчинам. Сына (7 лет) тоже контролирует (так «спокойнее»). Муж ушел, когда ребенку был год. Материально поддерживает, но видятся редко. Близких отношений с мужчинами «нет и не надо». А внутри что-то ноет в области матки  («давно не чувствовала себя Женщиной»). На вопрос о возрасте отшучивается «Чувствую себя старухой». Обвинения сменяются практически детским криком о помощи: «Что делать? Неужели я сама все это?» (результат к 3 сессии)…

Не вешая ярлыка на клиентку, я вижу признаки внутренней ведьмы «в минусе» энергии и потенциала. Результат — самодеструктив, разрушение внутренней целостности и внешней гармонии. Архетипическая роль Матери часто становится щитом для оправдания самоценности и даже помогает сохранить маску социального благополучия. Но душа болит и блуждает по темному лесу. Главная потеря — связь с интуицией и способностью различать (добро и зло для меня/ во мне, Я-неЯ, границы и отношения). Нет доверия ни другим, ни себе. Внутри — «комок сомнений и страхов». Когда-то и злость придавала силы, а сейчас «заигралась»…

А что бы дала переработка минуса в плюс? Хочется верить, волшебные трансформации, исцеление травмированной в детстве фемининности, восстановление крепкой связи с миром, веру в себя и смелость видеть самые темные глубины психики, встречу с Мужчиной, баланс женско-материнской функции…  Это волшебство творим мы сами, своими руками, и не за 1 день, а часто и целой жизни мало для таких радикальных перемен. Но шанс «направить свою жизнь» есть и есть шанс «не сломать» жизнь ребенку саморазрушающими установками. А для этого важно постараться — пуститься в глубины своего «темного леса», найти избушку, навестить «старушку», принести хоть толику внимания и теплой заботы, выслушать жалобы, а потом отмыть, одеть, накормить и сводить на ярмарку в соседний город — пусть увидит светлую сторону жизни, поверит, что так может быть, а главное — захочет так быть…

Сложный путь и тернистый. Как все наши внутренние Пути-дорожки. И это только начало…

Ну что, готовы пуститься в личный квест-путешествие?

Отправляемся в гости к Ведьме и другим женским архетипам c 29 июля.

Подробная программа и условия здесь: https://lanagroiss.ru/om2/

женские архетипы ведьма
Кадр из фильма The Witches of Eastwick (1987)

© 2019, Светлана Гроисс, психолог, арт-терапевт.

Все права защищены. Тексты, размещённые на данном сайте без указания другого авторства, принадлежат Светлане Гроисс. Никакая часть данного текста не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме, кроме репоста, без письменного разрешения владельца.