⌚ чтения: 5 мин.

Вообще-то эта статья изначально носила название: “Женские архетипы и где они обитают”. Но по мере написания содержание ее наполнилось новыми практическими куплетами из жизни и обрело смысл послания – каждой женщине в моем и вашем окружении – играть, но не заигрываться…

Я работаю психологом и люблю архетипы. Я люблю психологию и прорабатываю в ней архетипы. Они носят универсальные для каждого народа и языка имена, но их форма и содержание – это результат вашего личного опыта, наложенного на коллективные представления. Последние мы все впитывали с молоком матери, сказками на ночь, родовыми историями, легендами и мифами своего народа и тем пластом книг / кино / творческих образов, в которых проходило и проходит ваше взросление. Итак, это первообразы в нашей душе, архетипы.

Как женские архетипы проявляются?

“Я дракон, я умею летать и защищать, а еще сжигать и разрушать” – крик души одной клиентки, обратившейся по поводу пассивной агрессии и отыгрывании на ребенке. Ее распахнутые по сторонам руки и блеск ярости в глазах и вправду напоминал мне о могучем Драконе, проводнике к Личной Силе. “Я Фея, я исцеляю и спасаю всех, кто мне дорог, но не могла спасти отца” – плакала другая женщина на диванчике, обняв себя за колени и поддерживая себя из последних сил. Как настоящая раненая Фея, боец “невидимого” фронта и альтруистичного характера. “Я королева и я заслуживаю большего”, – металась по кабинету третья, излучая “праведный гнев” (ее слова) поведением мужа. “Я ведьма, я могу приворожить, но я не хочу никого любить” – особенно запомнился этот “случай”, и вот о нем подробнее дальше.  

Знакомимся с женскими архетипами…

Ведьма, Амазонка, Гейша, Жена(Мать), Королева, Фея, Богиня.

Это женские архетипы в матрице партнерства, разработанной Татьяной Василец. Т.е. это одна из самых понятных, на мой взгляд, и приближенных к жизни женщины рабочих моделей “женственности” (см. схему ниже). Существуют и “неженские” образы, – мужские (Воин, Король, Маг…) – и иные классификации (Дитя, Дракон, Тень, Шут, Мудрец и т.д.).

Сколько их – сам Юнг остерегался давать оценку, ведь они подвижны, трансформируются и обретают личное содержание, взаимодействуют между собой и с нашими внутренними комплексами. А так как я часто работаю с женщинами и запросами о “женском”, то остановлюсь на гендерной матрице архетипов.

матрица архетипов, матрица партнерства, архетипы, теория архетипов, доминантный архетип, карл юнг, юнг, архетипическая психология, женские архетипы

Дороги женственности

Восхождение по лестнице “женственности” происходит параллельно с инициацией нового архетипического образа, который пополняет варианты ваших жизненных стратегий, сундук внутренних ресурсов (Личной Силы) и расширяет поле деятельности Эго (Мать рождает новую жизнь, Гейша – творческое пространство, Королева – сообщество, а Фея – чудеса).

Т.е. архетипический образ становится личным символом-ключом, открывающим доступ к новым ролям в жизни и отношениях, новым уровням самореализации и новым, более широким, звучанием Я. Это позитивное влияние. Каждый переход – это ритуал инициации (часто критический – в кризисе умирают старые способы), а сама жизнь – путешествие – квест с ее кривыми, иногда сбитым компасом, потерей времени, неведомыми дорожками и удивительными уроками от (с)путников.

Единственный “идеал”, а параллельно и средство выживания, – гибкое и сильное Эго, которое осваивает новые архетипические роли и находит им применение в своей жизни (интегрирует). Женские архетипы Ведьмы, Амазонки, Гейши, Жены (Матери), Королевы, Феи и Богини – важны и полезны все, как личный архетипический “театр”. В них важно играть, но не заигрываться, различать свое (личное) от коллективного (а оно намного больше и манит своей силой), различать полезные зерна от гнилых (континуум архетипических проявлений велик).

И вся эта многоликая фемининность существует в каждой женщине, а еще в женской части души Мужчины (Аниме, см. статью на сайте www.lanagroiss.ru). Их голоса важно слышать, различать и уметь отвечать на них. Честно перед собой. Для чего? Чтобы быть целостной и жить в гармонии с миром внутренним и внешним.

Встреча с Ведьмой

Кинематограф преподносит нам образ раскрепощенной Женщины-Ведьмы, которая умело пользуется домашней магией для помощи (взаимовыгодной) и капризов (приворот здесь, отворот там). Женщины вне возраста (ведь молодость можно наколдовать, а интуицию “не пропьешь”). В сказках Ведьмы выступают чаще зрелыми дамами, обитающими в одиночестве и сложными для установления контакта. Они же опытные проводницы к древней мудрости и интуиции. И именно этот архетип открывает целую череду внутренних инициаций, делая первый шаг навстречу опыту личных отношений “Женщина-Мужчина”. Подробно о Ведьме и ее социально-психологических атрибутах я рассказываю в проекте “Женские архетипы” (здесь: https://lanagroiss.ru/archetype/).

Сейчас хочу привести пример из практики (клинический случай, как говорят в научной среде).  Женщина под 40, мать-одиночка, любит сына до степени “я тебя съем”, т.е. архетипический образ Матери активирован, даже гипертрофирован. На первой консультации выбирает роль жертвы обстоятельств, обвиняя работодателя, коллег в причинах своих “нервных срывов”. Держится от них в стороне, насколько возможно, предпочитая “строго рабочие отношения” и радуясь “маленьким местям” опять же через срывы… сроков и заданий. В целом, готова сотрудничать за хорошую премию / интерес. Говорит, что специалист “штучный”, потому “все сносят”. Коллектив, преимущественно, женский, сплетни-интриги. Клиентка включает “свой дар жесткого словца”, доверия нет ни к кому, особенно мужчинам. Сына (7 лет) тоже контролирует (так “спокойнее”). Муж ушел, когда ребенку был год. Материально поддерживает, но видятся редко. Близких отношений с мужчинами “нет и не надо”. А внутри что-то ноет в области матки  (“давно не чувствовала себя Женщиной”). На вопрос о возрасте отшучивается “Чувствую себя старухой”. Обвинения сменяются практически детским криком о помощи: “Что делать? Неужели я сама все это?” (результат к 3 сессии)…

Не вешая ярлыка на клиентку, я вижу признаки внутренней ведьмы “в минусе” энергии и потенциала. Результат – самодеструктив, разрушение внутренней целостности и внешней гармонии. Архетипическая роль Матери часто становится щитом для оправдания самоценности и даже помогает сохранить маску социального благополучия. Но душа болит и блуждает по темному лесу. Главная потеря – связь с интуицией и способностью различать (добро и зло для меня/ во мне, Я-неЯ, границы и отношения). Нет доверия ни другим, ни себе. Внутри – “комок сомнений и страхов”. Когда-то и злость придавала силы, а сейчас “заигралась”…

А что бы дала переработка минуса в плюс? Хочется верить, волшебные трансформации, исцеление травмированной в детстве фемининности, восстановление крепкой связи с миром, веру в себя и смелость видеть самые темные глубины психики, встречу с Мужчиной, баланс женско-материнской функции…  Это волшебство творим мы сами, своими руками, и не за 1 день, а часто и целой жизни мало для таких радикальных перемен. Но шанс “направить свою жизнь” есть и есть шанс “не сломать” жизнь ребенку саморазрушающими установками. А для этого важно постараться – пуститься в глубины своего “темного леса”, найти избушку, навестить “старушку”, принести хоть толику внимания и теплой заботы, выслушать жалобы, а потом отмыть, одеть, накормить и сводить на ярмарку в соседний город – пусть увидит светлую сторону жизни, поверит, что так может быть, а главное – захочет так быть…

Сложный путь и тернистый. Как все наши внутренние Пути-дорожки. И это только начало…

Ну что, готовы пуститься в личный квест-путешествие?

Отправляемся в гости к Ведьме и другим женским архетипам.

женские архетипы ведьма
Кадр из фильма The Witches of Eastwick (1987)

© 2019 – 2020, Светлана Гроисс, психолог, арт-терапевт.

Все права защищены. Тексты, размещённые на данном сайте без указания другого авторства, принадлежат Светлане Гроисс. Никакая часть данного текста не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме, без письменного разрешения владельца.