амазонка, архетип, женские архетипы, юнг, архетипическая психология, психолог, светлана гроиссЯркая и смелая, независимая и агрессивная, Амазонка просыпается в каждой Женщине как реакция на протест внутренней Анимы по отношению к неудовлетворяющим окружающим условиям, событиям, часто разочарованиям и окончанию периода депрессии / пассивности. И тогда каждая из нас «берет все в свои руки», встает у штурвала и направляет свой корабль в бой со стихией жизни, чтобы одолеть, подчинить, победить… Знакомые ощущения? Тогда отпускаем себя в исследование внутренних сил и ограничений женского архетипа Амазонки.

Об Амазонке и Защитнике

Женский архетип Амазонка, несмотря на женскую природу, обладает как и Ведьма, мужскими качествами Воина и Защитника. Ей также движет инстинкт самосохранения / выживания, агрессия по отношению к внешнему миру (особенно мужскому началу). Однако в отличие от Ведьмы ее стратегия – это не манипуляции, а открытый бой, противостояние, демонстрация нарощенной изнутри силы. Источник этой силы – «молодые», «свежие» энергии бунта и сопротивления, азарта и конкуренции, — а потому на картинах и в фольклоре Амазонка предстает молодой, здоровой, физически совершенной Девой.

амазонка, архетип, женские архетипы, юнг, архетипическая психология, психолог, светлана гроиссФункция Защитника переносится с внешнего партнера на внутренний Анимус (мужское начало в каждой из нас). Поэтому есть у Амазонки собственные фаллические символы – меч или лук (или иное оружие), конь… К чему это приводит? К развитию таких качеств, как выносливость, самодисциплина, спортивный настрой, жажда успеха и победы (достигаторство), а также неузявимости и самодостаточности. ГиперАмазонка настолько наращивает внутренний Анимус, что иногда чревато гиперманикальной жаждой успеха, победы, власти, а значит и сердечно-сосудистыми заболеваниями, или как минимум, постоянной потребностью в самоутверждении в глазах других.

И безусловно, это сказывается на самочувствии внутренней Анимы, женского начала. В легендах Амазонки удаляли себе одну грудь, чтобы было удобнее стрелять из лука. Равно как и уничтожение новорожденных мальчиков, это говорит о непринятии не только внешнего Анимуса, но и своей женской природы. Вероятно, это также проявится и во внешнем облике – короткие стрижки «под мальчика», «мужеподобная» одежда (обратите внимание на дома моды, которые даже успевают делать на этих тенденциях неплохой бизнес), наращивание мышечной массы.

Негативная Амазонка настолько подавляет свое женское начало, что может страдать от навязчивой потребности в соперничестве и самоутверждении, трудоголизма и потери гендерной идентификации со своим полом. Конечно, это крайние случаи, но если вы заметили в себе эти признаки и страдаете от них, то поиск баланса остается за вами.

Где живет Амазонка?

амазонка, архетип, женские архетипы, юнг, архетипическая психология, психолог, светлана гроиссНесмотря на энергии агрессии и бунта, Амазонка – это социальное существо, в какой-то степени «племенное». Племя как первая форма социальной группы, объединено общей целью выживания и имеет свою структуру (иерархию) ролей и функций, включая вождя / лидера. В разные времена матриархат сменял патриархат и наоборот. Функции лидера перехватывались то женским, то мужским началом. В современных западных эгалитарных обществах Амазонка чувствует себя в «родной», «племенной» системе.

Женщина с актуализированным архетипом Амазонки – это символ социального успеха, самореализации в «традиционно» (весьма относительно, больше для патриархального мира) мужских сферах – управлении, технических, производственных областях, где востребованы ум и интеллект аналитического склада. Современные Амазонки обитают уже в каменных «джунглях», функционально организованных апартаментах и домах (хозяйственный уровень), хотя и могут адаптироваться к условиям дикой природы (на войне как на войне).

амазонка, архетип, женские архетипы, юнг, архетипическая психология, психолог, светлана гроиссПри этом социальная адаптация Амазонки неоднозначна. С одной стороны, Амазонка не так требовательна к условиям проживания, т.к. вопроса об удовольствии (как у Гейши) здесь не стоит. Она решительно приспосабливается к новым условиям работы / проживания / атмосферы вокруг / окружения. Однако в проявлении внутренней гибкости (на уровне принятия Другого, нарушения правил системы или необходимости смены ценностей) Амазонка может уйти в сопротивление и критическое непринятие. Тогда это станет полем битвы, которая завершится чьей-либо «кровью».

Чаще всего поле битвы разворачивается в отношениях с Мужчинами…

Амазонка и отношения

амазонка, архетип, женские архетипы, юнг, архетипическая психология, психолог, светлана гроиссНа архетипической мандале Амазонка уже ближе к своему мужскому «зеркалу» — Воину, т.е. в отличие от Ведьмы она вступает в отношения с Мужчинами, стремится к продолжению рода (дети), однако часто нарощенный внутренний Анимус приводит к конкуренции в отношениях, открытой борьбе, а значит – ссоры и скандалы, вплоть до применения физической силы. В своих племенах Амазонки эксплуатировали мужчин, превращая их в «инструмент» для продолжения рода либо выполнения хозяйственных функций.

Современная гиперАмазонка не чувствует доверия к партнеру, жестка и категорична, требовательна и нетерпелива, подавляет любые попытки проявления мужской силы в муже или сыне (включая инициативу, ответственность, свободу выбора). Можно ли говорить о счастливом и гармоничном партнерстве здесь? Вряд ли, также как и материнство, оно не принесет радости ни той, ни другой стороне (за исключением компенсации внутренних комплексов). Здесь нет полного эмоционального контакта (дистанция рождается недоверием, а контроль необходим ввиду дистанции), больше программирования и достигаторства, требовательности и притязаний.

Однако и в легендах, для Амазонок существовали дружественные мужские племена. Осознанные представительницы этого архетипа принимали до определенной степени их помощь, «боевую» дружбу и поддержку, а иногда с таких боевых «союзов» начинались длинные любовные истории.

Когда оживает Амазонка в нашей психике?

амазонка, архетип, женские архетипы, юнг, архетипическая психология, психолог, светлана гроиссБывают периоды, когда на защиту внутренних психических структур Эго приходит этот древний архетип. Это потребность в установлении или восстановлении здоровых границ между Я и другими, расширении своей территории, освоении новых «земель», т.е. сфер жизни. Поэтому Амазонка отличная спутница в пост-кризисный экзистенциальный период вашей жизни, когда шок от перемены уже пережит и пора осваивать новый этап / обстановку. Характерно для ситуаций пост-развода, переезда, даже смены работы.

Пригодится она и тем, кто находится в зависимых отношениях – поверить в себя, почувствовать вкус личной свободы и выйти из деструктивных, разрушающих отношений или даже обстановки. Таким образом, благодаря Амазонке в нашей душе мы обретаем чувство безопасности (способность защитить себя) и автономии, что критически важно для активации роста и саморазвития. Кстати поэтому Амазонка помогает молодым девушкам успешно пройти момент сепарации от родительской семьи и вступить в фазу активной социальной жизни.

Сильные стороны Амазонки при установлении гармоничных отношений с ней – это чувство собственного достоинства, уверенность, умение радоваться жизни (здоровый эгоизм), а также умение ставить цели и достигать их, расширять сферы своей реализации и налаживать контакты, что характеризует личность самоактуализирующуюся…

Таким образом, для многих из нас внутренняя Амазонка может стать отличной «боевой подругой» и помочь Личности (вновь) обрести себя и свое место в жизни. Однако если не отпустить ее вовремя в свободное плавание и не вступить на дальнейший путь интеграции со своей природной женственностью и ее духовными функциями (исцеления, дарения, принятия, благословения, рождения и т.д.), то Амазонка может поглотить женское начало и стать причиной страданий как в семейной, так и в профессиональной сферах.

Желаю вам смелость и решительности, радости жизни и побед! Пусть ваша Амазонка служит вам в достойных целях!

[ВЕРНУТЬСЯ В ПРОЕКТ «АРХЕТИПЫ»]

 

 (с) Светлана Гроисс, 2018

Вдохновлено матрицей партнерства и архетипами, описанными Т.Б. Василец («Мужчина и Женщина — тайна сакрального брака») и личным / профессиональным опытом. Выражает субъективный взгляд автора на культурные и психологические феномены.

Полное или частичное использование материалов, копирование текста и публикация  без предварительного согласия автора категорически запрещены.