королева, архетип королевы, архетип, женские архетипы, юнг, архетипическая психология, психолог, светлана гроиссОдин из самых сложных архетипических образов, который на моей практике встречается хоть и редко, но несет в себе огромную социальную и духовную силу, — это женский архетип Королевы. Обычно в сказках добавляется приставка –Матери, что не совсем справедливо по отношению к этой фигуре, т.к. смещает акцент с ее великой общественной миссии на материнские функции. Но если рассуждать философски, для истинной Королевы интересы ее народа – это как интересы ее дитя – приоритет №1, на защиту которых она встает с остервенением любящей матери-хищницы. Итак, давайте знакомиться – ее Высочество…

Королева и небесный «мандат» Духа

королева, архетип королевы, архетип, женские архетипы, юнг, архетипическая психология, психолог, светлана гроиссНапомним, что Королева – это следующая ступень за Женой-Матерью. С одной стороны, Королева расширяет свою территорию для самореализации, выходя за границы семейного круга в мир, социум. Важно, что архетип Королевы принадлежит уже небесной сфере, а не земной (например, в Китае королевская династия всегда получала «небесный мандат» на управление, в Средневековой Европе короли и королевы провозглашались «богоизбранными»). То есть инициация Королевы происходит из высших духовных сфер нашей Личности и говорит о нашей зрелости и «продвинутости» по пути индивидуации.

Опять же вернемся к исследованию стереотипов и культурального контекста проявления Королевы. Мы привыкли видеть  Королеву, воцарившую на высоком троне подле своего венценосного супруга. На ней роскошные царские одежды, в руках скипетр (вновь фаллический символ) и держава (аналог йони для лингама) – атрибуты власти и одновременно ответственности, великой миссии проводить волю Богов на простой народ. Чтобы понять истинный духовный смысл «королевского» статуса важно пойти глубже… Власть и богатство – не причина, а больше следствия интеграции королевской природы. То есть ресурсы, получаемые и необходимые к использованию имеют предоснову – внутреннюю готовность стать Королевой. Эта внутренняя готовность в каждой из нас опирается на духовные качества – «…женское достоинство, созидательная женская сила, жизнеутверждающая природа женского творящего начала» (Т. Б. Василец).

Как считал Юнг, эти качества просыпаются довольно рано в каждой из нас – еще девочками 3-12 лет мы играем в «принцессы», рисуем сказочные замки и готовимся к «королевскому» браку. Если в этом периоде не происходит травмирования со стороны родительской семьи или социума (что большая редкость на практике), то принцесса со временем расцветает в Королеву, реализующую свои высшие духовные функции не только в отношениях с мужем или детьми, но и окружающим миром.

Такую Женщину мы замечаем по гордой осанке и умению держать себя – не просто показно, а с чувством достоинства, которое как бы окрыляет ее, делает выше.

Королева – о женском и мужском

королева, архетип королевы, архетип, женские архетипы, юнг, архетипическая психология, психолог, светлана гроиссДостоинство многие трактуют как умение «достоять до чего-либо», проявить мудрость и терпение, огромную силу духа при встрече с внешним миром, будь то препятствия, злые языки / интриги, испытания и уроки на тропе жизни, или даже тишина медитации, необходимая для встречи с Духом (Божественным Анимусом). Все это требует выдержки, самодисциплины, видения целей и обладание знаниями, необходимыми для инициации в Королеву, готовность взять ответственность и стать вершителем и дарителем. Это мужские качества, интегрируемые вместе с царской короной. И чем тяжелее эта корона кажется (или рисуется в сказках клиентов), тем больше внутренних противоречий и, возможно, незакрытых задач и уроков предыдущих уровней (Жены, Гейши, Амазонки, Ведьмы) обнаруживается в клиентской истории. И конечно, с тяжелой короной невозможно «воспарить» на уровень Феи, дарить и исцелять с чистым бескорыстным сердцем и душой.

Что же тогда помогает Королеве принять на себя «тяжелые» мужские качества и трансформировать их согласно своей женской природе? В клиентских сказках эта сила творческого женского начала, обладающего огромной энергией, проявлена по-разному: это и роскошные длинные волосы, и длинный шлейф платья, и королевская мантия, и шкатулка с драгоценностями и амулетами (очень анимичный символ, вновь аналог йони)… И в каждом случае эти символы женской силы помогают героям (нашему Эго), исцеляют, проводят, возрождают к жизни, даруют таланты и пробуждают достоинство. Это и есть дары Королевы нам, Женщинам и Мужчинам, которые приближают ее к следующему архетипическому уровню – Феи (Волшебницы).

королева, архетип королевы, архетип, женские архетипы, юнг, архетипическая психология, психолог, светлана гроиссПри этом злая (негативная) Королева в сказках может свергать своего партнера Короля, то есть подавлять Анимус и обращаться в сторону Тени, проявляя мстительность, агрессивность, манипулирование властью, тщеславие, безжалостность. Очень похоже на негативный комплекс Ведьмы или Амазонки, то есть непроработанные базовые женские модели в архетипической мандале. И как мы уже подчеркнули, эти ранее подавленные чувства направляются на внутренний Анимус, а вместе с ним и внешнего партнера. Вопрос: долго ли процарствует такая «злая» Королева? Согласно сказкам моих клиентов и популярным легендам и мифам народов – весьма ограниченное время, до появления сильного Героя (здорового физически и психически Эго).

Королева и ее среда обитания

королева, архетип королевы, архетип, женские архетипы, юнг, архетипическая психология, психолог, светлана гроиссГоворят, «свита делает короля». По состоянию вашего царства можно судить о вашем внутреннем благополучии и счастье, как Королевы. По крепости стен вашего замка и армии, можно судить о чувстве защищенности и силы, обеспечиваемыми внутренним мужским началом. Истинную современную Королеву «выдают» даже не крепкий дом с башнями, роскошным убранством и системами безопасности, а царственное отношение к хозяйственным функциям, порядок и системность, функциональность и минимальная трудозатратность (то есть не белые ручки, а продуманная система уборки и ведения быта).

Королевская функция в отличие от функции Жены-Матери, конечно же, больше ориентирована на преобразование внешнего мира. Поэтому Королева – это элемент социальной и культурной жизни общества, творческой интеллигенции и власти, управленческих структур. Вспомните великолепный образ редактора Vogue в кинофильме «Дьявол носит Прада», шедеврально исполненный Мерил Стрип. Королева – это Женщина, чья власть и право реализации своего уникального женского творческого предназначения признаны социумом. Ее королевский статус был непоколебим, пока не обнаружилась «брешь» —  отношения с супругом, партнером. При гармоничном развитии образа Королевы и внутреннее царство семьи, и свой «народ» в профессии, и соседние царства живут в мире и спокойствии, пока на одном из этих фронтов Королева не развернет свою борьбу против Анимуса,  и не разрушит себя. Итак, мы вновь подходим к идее важности гармоничного союза Королевы и Короля.

Королева в отношениях

королева, архетип королевы, архетип, женские архетипы, юнг, архетипическая психология, психолог, светлана гроиссПожалуй, это одна из самых частых фантазий Женщин, побывавших на моих консультациях. И это очень здорово, ведь говорит не просто о высоком уровне ожиданий от партнера, но и своих притязаниях (т.е. требованиях к себе-любимой). Благополучная Королева раскрывается в отношениях с Мужчиной также с чувством собственного достоинства и признания достоинства личности Мужчины.

Истинная Королева принимает мужскую волю как проявление высшего уважения к себе, «по статусу». «Мой Король», — обращается она к Любимому, подчеркивая свое благоговение перед Творческим Мужским Началом, вступая под его защиту и покровительство, «как за каменной стеной» (то есть буквально стеной королевского замка). Чувствуя это уважение и признание, Мужчина и внутренний Анимус Женщины «вступает» в свои права, на свое царство и получает неисчерпаемый источник вдохновения и поддержки в виде своей Королевы.

И тот, и другой имеют дело с огромными, удвоенными в партнерстве ресурсами, только Король ПРАВит, а Королева уПРАВляет. При этом избыток благ рождает потребность делиться – наделять и дарить (в архетипе Мага/Волшебницы эта функция реализована на «полную катушку»). Королева сама по себе обладает автономной уреждающей силой, которую она развила будучи Женой-Матерью. В Ведьме, Амазонке и Гейше эта сила только-только пробуждалась ото сна, что проявлялось в борьбе с зависимостью от Мужчины (отшельничестве, противостоянии, манипулировании соответственно).  Однако Мужчина в отношениях с Королевой учит нас «наПРАВлять» правильно, рационально, эффективно эту божественную силу – на благо мира и общества, — а еще оберегает нас физически и психологически от ее злоупотребления и саморазрушения.

Одновременно эмоциональная автономия Королевы в браке с Королем – это особая статусная привилегия, которая позволяет каждой из личностей в паре максимально развивать свой потенциал без ущерба отношениям. Более того, их ролевая модель вдохновляет других близких людей пары на саморазвитие и самоуважение. Так Король и Королева становятся хранителями семейных традиций, традиций рода, объединяют родственников в совместной деятельности.

Если же в таком союзе Королева становится холодной и эгоцентричной, ревнивой и мстительной, значит «вскрылись» раны ранних стадий – Ведьмы и Амазонки – и пора спуститься на уровни ниже, чтобы излечив сердце и Душу, вновь вернуть Анимус на почетное королевское место (см. комментарии выше).

Когда оживает Королева в нашей Душе?

королева, архетип королевы, архетип, женские архетипы, юнг, архетипическая психология, психолог, светлана гроиссКонечно, когда Душа созрела к реализации своих духовных функций, то есть в сферах, больше и выше, чем материальные: быт, работа, деньги, выживание семьи, — уже не так насущны, реализованы. Теперь дело «больших проектов» — царствовать и расширять свои владения в сферах социальной, культурной, духовной жизни, нести божественные ценности «в народ», улучшать судьбы людей из вашего окружения, заботиться о сохранении порядка и баланса в мире. Обладая накопленными знаниями, опытом и чувствуя в себе творческие силы, Королева может начать просветительскую деятельность или благотворительность (то есть буквально – ТВОРИТЬ БЛАГА) для других, пробуждать других к самоосознанию и самоутверждению (через самодостоинство).

На уровне микрокосма, то есть мира Души, нашему Эго становится тесно в уютной пещере «нижних чакр» (Муладхара, Свадхистана), и солнечное сплетение (Манипура) раскрывается навстречу миру. Попробуйте начать ходить или дышать из области солнечного сплетения – вы будете чувствовать и проживать энергии Королевы.

Для инициации в Королеву наше Эго должно уметь первоклассно владеть зрелыми мужскими психологическими защитами – рационализацией, интеллектуализацией, идентификацией, сублимацией.. .Это гарантирует сохранение целостности и развитие Эго даже в любой самой потенциально травмирующей ситуации. А управление – «стезя» холодного рассудка и сильных личностей.

Королевские энергии – это не просто внутренняя сила и зрелость, это условие духовного развития. Если таковых энергий внутри Женщины недостаточно, то Женщина будет добровольно подвергать себя сознательной аскетичности – в комфорте, удовольствиях, самоуважении. Она не будет позволять себе многое, не сможет принимать блага от мира, в том числе и от Мужчины, запрется в своем замке, уйдет в отшельничество. И хорошо, если этот критический опыт деградации пробудит в ней внутренний Анимус с его встроенным защитным механизмом от самой себя) Тогда триумфальное возвращение в мир гарантировано. Иначе – забвение и смерть. И вновь темы личного выбора…

Когда внутренняя Луна Королевы (эмоции) гармонично соединяются с Солнцем Короля-Анимуса (разум, Эго), тогда личность обретает свой «центральный» баланс – в самосознании, самопознании и саморазвитии. Мы чувствуем это как самопонимание и принятие себя, уверенность в своих силах, активную роль в творении своей судьбы, открытость и одновременно сохранение личного пространства в отношениях с Другим, ответственность и высокую продуктивность своей жизни. А значит удовлетворение и счастье.

Я желаю вам успеха и радости в коронации своей внутренней Королевы и Короля, гармонии – в реализации их творческого союза!

[ВЕРНУТЬСЯ В ПРОЕКТ «АРХЕТИПЫ»]

 

 (с) Светлана Гроисс, 2018

Вдохновлено матрицей партнерства и архетипами, описанными Т.Д. Василец («Мужчина и Женщина — тайна сакрального брака») и личным / профессиональным опытом. Выражает субъективный взгляд автора на культурные и психологические феномены.

Полное или частичное использование материалов, копирование текста и публикация  без предварительного согласия автора категорически запрещены.