⌚ чтения: 2 мин.

«Осознание себя Мужчиной или Женщиной — естественная потребность человека. Каждый из нас, кем бы мы ни были по своему статусу, профессии, социальной роли, являемся в то же время или мужчиной, или женщиной. И никак иначе» (Е. Вознесенская). 

Все мы родились со вполне определенными признаками пола (биологическими, морфологическими, ДНК). И этот «паспортный» пол сигнализировал, в духе какой половой роли, мужской или женской, мы будем воспитываться. А вот уже все последующее воспитание и факторы на него влияющие (гендерная социализация) привели нас к осознанию своей половой принадлежности или гендерной идентичности. И нередко она бывает «размытой». То есть не чистой (Я — 100%-ная женщина / мужчина), а с вкраплениями качеств противоположного пола. И интересно бы проанализировать, «откуда ноги растут». То есть что такое особенное повлияло или не повлияло на мое уникальное осознание себя «такими особенными» Женщиной / Мужчиной. 
Интересно? Тогда ныряем в практику саморефлексии — для реконструкции личного уникального опыта… Вам понадобится блокнот / лист бумаги и ручка, и 10-15 свободных для себя минут.
ПРАКТИКА «ГЕНДЕРНАЯ АВТОБИОГРАФИЯ»

 Гендерная автобиография — цели

1) проследить развитие собственной гендерной идентичности на при­мере условий своей гендерной социализации; 
2) выделить механизмы и способы, при помощи которых осуществ­ляется конструирование гендерной идентичности. 

Гендерная автобиография — инструкция 

Вспомните свое раннее детство и школьные годы, отношение к себе как представителю определенного пола со стороны родителей, родственников, учителей, друзей и одноклассников. На основе этих воспоминаний напишите свою гендерную автобиографию — потоком или ответив на вопросы ниже (как план). 

Вопросы для рефлексии

1. С какого возраста вы себя помните? Когда вы впервые почувство­вали различия между мальчиками и девочками, мужчинами и жен­щинами? Когда вы заметили разное отношение взрослых к маль­чикам и девочкам? 

2. С кем вы предпочитали играть в возрасте 5-8 лет? Помните ли вы свои любимые игрушки? Кто были любимыми сказочными героя­ми и героями мультфильмов? Любимые игры: подвижные или спо­койные, групповые или одиночные? Какова была ваша одежда и внешний вид в раннем детстве, в младших классах, в подростковом возрасте? 

3. Что вам говорили в детстве, какой должна быть девочка, каким должен быть мальчик? Как вам давали понять, какого поведения от вас, как от мальчика или девочки, ждут окружающие? 

4. Гендерные процессы в школе. Поведенческие модели, насаждае­мые учителями: различались ли для мальчиков и девочек? Отно­шение учителей к успеваемости и дисциплине мальчиков и дево­чек — было ли оно различным? 

5. Отношения с родителями. Кто из родителей был вам ближе в до­школьном, младшем школьном, подростковом и юношеском воз­расте? Какие правила отношений между представителями разно­го пола существовали в вашей семье? Каким моделям отношений вы стараетесь следовать? 

6. Какие качества вы больше всего цените в мужчинах, какие — в женщинах? Почему? Считаете ли вы, что женщины и мужчины страдают от гендерных стереотипов и норм, распространенных в обществе? 

7. Кто (или что), по вашему мнению, в большей мере повлиял на сло­жившиеся у вас гендерные взгляды и представления? 

8. Выделите наиболее часто встречающиеся механизмы, приемы, способы, используемые окружающими для формирования вашей идентичности и ваших гендерных представлений. 

Например, мама всячески поощряла во мне стремление к внешней красоте, опрятности, женскому стилю одежды — в том числе своим примером (идентификация). Или так: в нашей семье было не принято обсуждать отношения между мужчинами и женщинами, их особенности поведения или самовыражения, поэтому эти знания я черпала из журналов для подростков, фильмов и личной практики, «примеряя» на себя внешние модели.  

Итоги и выводы

Любая практика саморефлексии — это способ познать себя — глубже, шире, яснее и, конечно, осознаннее. А значит, это дает вам больше пространства и возможностей для дальнейших трансформаций или усиления того конструктивного, что вы возьмете из практики. 

В случае с самоосознанием Женщины / Мужчины, пусть это позволит вам построить более гармоничные отношения с миром Женщин / Мужчин и своим Я. И быть в этих отношениях счастливее, полнее и целостнее. 

© 2019, Светлана Гроисс, психолог, арт-терапевт.

Все права защищены. Тексты, размещённые на данном сайте без указания другого авторства, принадлежат Светлане Гроисс. Никакая часть данного текста не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме, кроме репоста, без письменного разрешения владельца.